"С моей колокольни! (про Саню)"
С удовольствием прочитал Сашин рассказ ( https://vk.com/id121426167?w=wall121426167_1498%2Fall ). Как всегда, когда читаю его посты, создается эффект присутствия, наверное это талант. А здесь особенно яркие краски, потому что был тогда с ним в одной упряжке так сказать, и видел всё своими глазами. Так что вот навоял алаверды:
...Хорошо помню те сборы, хотя прошло уже много лет, было множество других выездов, восхождений, свершений и прочего. Но та зима запала в душу, команда на тот момент сформировалась, хорошая и дружная, понимали друг друга даже не с полу слова, а с одного взгляда. В горах, да и в жизни, это дорогого стоит. К тому же доросли до пятерок, начался настоящий альпинизм. Ну и Саня, конечно, "отличился", помню как переживали за него, это ведь не у него неприятность случилась а у команды... Но обо всем по порядку.
Приехали в Ала-Арчу, забросились на Рацика, аклиматизировались, встретили Новый год, помню на праздничном столе, были свежие ананасы! это зимой на 3300 в базовом лагере, ничего так, помню местные много рассказывали о прошедшей несколько месяцев назад революции в Киргизии, погромах, грабежах и прочего. После был салют из ракетницы...
А потом началась нормальная альпинистская работа, подъём ни свет ни заря, подход под гору, с первыми лучами солнца выход на маршрут. Сходили какую-то тройку, потом "Соплю на Бачу" (4Б, бывшая 5А). И, собственно, поперлись под грозный пик "Свободная Корея", дабы замочить там пару пятерок. Расположились в доме на Коронских стоянках. (Для тех кто не знает, в горах домиком называют любую хотя бы мало-мальски похожую на сарайку постройку. Там определенно уютнее чем в палатке, особенно зимой.) Мороз кстати сильный был, у каких-то ребят в том же домике был градусник, они сказали что под утро он показывает -50 на улице. По сравнению с такими ночами дневной 20-и градусный мороз казался вполне комфортным. После я уже осознал, что длительная холодовая нагрузка очень сильно изматывает организм. Как-то поцарапал руку, ничего серьезного, реально маленькая царапинка. На равнине такая затягивается за день, но зимой в горах начала гноится, вообще не заживала , пока не спустился вниз. Но тогда никто не задумывался о такой ерунде, была конкретная цель, и мы шли к ней.
На следующий день после ночевки в домике пошли тропить под маршрут и вешать первые веревки, на нашем маршруте (Лоу, 5А) самый сложный участок как раз внизу. Дотропили, повесили перила на "ключ", вернулись, дабы на следующий день стартовать на штурм вершины. А ночью повалил снег, повалил основательно, стеной. На утро вышли, тропу занесло. Но у нас Цель, тропим снова, подошли под маршрут, но вот начало подъема на гору, за ночь стало лавиноопасным, очень много снега, идти самоубийство. А у нас даже ни одной веревки с собой, все уже весят на стене. Помахали своим веревочкам, до них метров 50 всего не дошли, развернулись, и обратно в лагерь, ждать погоды.
День ждем, два ждем, погоды нет и нет. На третий день Саня говорит:
- Всё, зае..ло сидеть!, пойду вниз к Томичам схожу! - А Нужно сказать что выпускались мы от Томских сборов под руководством Галины Новоселовой (Гуц). Идти к ним было не обязательно, просто засиделись долго на одном месте, начали "перегорать". Думаю многие знают это чувство когда кураж, азарт, хочется действовать, но обстоятельства вынуждают ждать, тогда азарт и кураж проходят, настроение соответственно падает. Вот Саня и решил встряхнуться, ну и мы с ним за компанию.
Спустились к Томичам, сидим у них в домике внизу, чаи гоняем, за горы треплимся, Галина спрашивает: "
- А ты в этом на гору собрался? (показывает на Санины одинарные ботинки) ...
- А что они нормальные, теплые - говорит Саша, - у меня к ним бахилы есть.
- Ну смотри... А вот кстати познакомьтесь, - продолжает Галина, указывая на вошедшего, - это наш доктор.
Мы оборачиваемся, стоит мальчик, два с лишним метра ростом, сажень в плечах, по горному небритый, весь в черном, черная куртка, черная шапка на которой белыми буквами написано: СМЕРТЬ...
Честно говоря сразу забыл как его зовут, но мы его так "доктор-смерть" и прозвали) А вообще отличный врач анестезиолог-реаниматолог... В общем пообщались, потом убежали обратно вверх.
А на следующий день, о чудо, погода дала зеленый свисток. Мы пошли на гору. Лезли, долго, тяжело. Мороз забирал свое, да и несколько дней ожидания не играли на руку. На маршруте Саня сказал, что у него ноги подмерзают, на что я посоветовал ему скушать пару таблеток трентала (сасудорасширяющий препарат) и поактивнее двигаться. Забегая вперед скажу, что не стоит в таких условиях принемать сасудорасширяющие, таблетки или тем более алкоголь, доктор-смерть позже внизу прочитал мне целую лекцию на эту тему, это может усугубить обморожение. До сих пор помню эту лекцию наизусть. Ну а мы тем временем прошли стену и выскочили на гребень, ощутив радость стояния на плоской горизонтальной земле. Это чувство похоже на то когда скидываешь тяжелый рюкзак и понимаешь как оказывается без него легко. Пофотались, попили чаю, сходили по нужде, на стене все пятеро терпели, ну не удобно зимой на северной стене ходить писить, проще терпеть до последнего. И вниз, вниз в нашу родную уютную Коронскую сарайку без печки. Спуск закончили уже под звездами, по темноте и вернулись в домик, где Саня снял боты и увидел потемневшие ноги. И, знаете, тут мы сделали следующую ошибку: покушали и легли спать. По хорошему необходимо было собираться и в ночь валить(!) очень быстро ниже, к Томичам или даже в город... Усталость, отсутствие опыта снова напомнили о себе.
А утром Саша не смог надеть ботинки и начались спасработы, правда пострадавший шел сам, что сильно облегчило процесс. Надел на ноги сотню носков и гигантские бахилы поверх. Помню всю дорогу шел рядом, трепались о всякой ерунде и девках, часов 7 шли кажется, и прекрасную половину в основном обсуждали. Внизу доктор-смерть осмотрел ему ноги, и попросил помочь подтащить медицинское барахлишко, чтобы "лечить вашего отморозка". Этого медицинского барахлишка оказалось четыре китайские клетчатые сумки, одна из которых полностью опустела в процессе лечения. Пару часов доктор колдовал над Саней, что-то колол, ставил капельницы, чем-то мазал ему ноги. А потом сказал, что скорее всего отойдет. Правда позже, когда мы тащили его мед-барахло обратно, зачем-то признался что пальцы скорее всего отрежут...
На следующий день, покатили в аэропорт, у меня был билет, а вот Саня собирался ехать на поезде, билет ему рассчитывали взять на месте. Бишкекский аэровокзал в то время это конечно отдельная история, никаких рамок и охранников на входе, какие-то алкаши шарятся, мелочь на апохмел шкиляют, бабушки с пирожками ходят. И тут мы такие красавцы, не мытые, не бритые, с рюкзачищами, один вообще в каких-то "чудо-носках" вместо ботинок. В общем вполне влились в местный колорит, дополнив его собой, при этом изрядно устрашая цивильных интуристов. Дальше я бросаю Сашу с вещами и начинаю нервно нарезать круги по этому аэропорту, чтобы добыть ему билет. А билетов на этот рейс нет, вот тупо нет. Не помню что меня толкнуло на следующие действия, общая усталость или нервное напряжение последних дней, но я отчаиваюсь на крайние меры, начинаю ломиться во все подряд двери в аэропорту, приставать к ожидающим свои рейсы людям, и везде спрашивать, где взять билет. Напоминаю, что видок у меня, мягко говоря, как у бича. Однако сработало, мне показали специальное окошечко для таких как я, где нашелся единственный билет, и мы таки пробрались в дютифри! а, ну и на борт конечно...
Долетели быстро, в самолете Саша рассказывал про элероны и интерцепторы (это элементы механизации крыла), а на меня накатила апатия и осознание. Понял вдруг, что наделали мы ошибок с этой горой, что команда развалится, что Сане предстоит серьезное внутреннее испытание которое может его полностью сломать, а я даже не смогу ничем помочь потому что , во-первых, этот путь нужно пройти одному, а во-вторых, меня даже и не будет поблизости. Вот сейчас мы прилетим в Новисиб, я приеду домой помоюсь, переоденусь, и через пару часов полечу совсем в другой город, решать совершенно другие задачи из совершенно другой жизни...
Прошло время, той команды уже нет. Кто-то совсем перестал ходить в горы, кто-то просто перестал развиваться в этом направление выбрав другие пути. Саня, не свернул, остался, преодолел это препятствие, и пошел дальше, выше и круче. Заслуженно получил звание мастера спорта, и продолжает расти, являясь одним из лидирующих альпинистов России. И, честно говоря, я горжусь, что у меня есть такие друзья.